МУЗБУМ

МУЗБУМ

Современные исследования мозга показали, что мозг музыкантов имеет отличие от мозга не-музыкантов. Лутц Йенке разработал методику использования музыки в нейропсихологической терапии, т.к. даже начало изучения игры на музыкальном инструменте уже может поменять нейрофизиологию мозга, улучшив память, языковые способности и настроение.

Области мозга, активизирующиеся при занятиях музыкой, можно использовать для усиления других познавательных способностей, т.к. в первую очередь музыка оказывает влияние на память.
Применение музыкотерапии для особых детей не является инновацией, но мы хотим обратить внимание именно на обучение на музыкальном инструменте. Отсутствие музыкальной школы или класса для особых детей, еще не причина упустить такой шанс.
В первую очередь, если вы все таки решили прислушаться к нашему совету, нужно выбрать музыкальный инструмент. Не стоит выбирать , что-то сложное, сейчас есть достаточное количество несложных инструментов, не требующих глубоких познаний в музыке.
В нашем случае, родителям в силу сложившихся обстоятельств, надо остановиться на простых музыкальных инструментах. На которых вы можете научиться сами  и научить своего ребенка. Предлагаем вам подборку таких музыкальных инструментов , не требующих беглости пальцев и точного знания нот.
Не упустите  ШАНС!
Необычные инструменты, на которых можно легко научиться играть

Tenori-on

Инструмент созданный японцами в центре развития звуковых технологий Yamaha. Тэнори-он представляет собой квадрат, заполненный светодиодными переключателями 16x16 штук, в него встроены два динамика и кнопки на боковой панели, с помощью которых можно управлять типом звука и темпом композиции. Инструмент совсем небольшой и помещается на ладонях.

Чтобы извлечь из него звук , нужно касаться светодиодов на экране. Все остальное зависит от вашей и ребенка фантазии.
http://my-img.jamespot.com/userdata/spot/thumb/db/6e/1438/max_160_1215156644.jpg
Средняя стоимость: 15 000 руб.
Драм-машина
Можно сказать, что это по сути программируемый контроллер. Он позволяет проигрывать сохраненные на нем звуки (семплы) и последовательности звуков. Звуки вы можете записать с любой музыкальной композицией. Используя драм-машину вы можете совместно записать целые музыкальные номера, состоящие из разных музыкальных отрывков, объединенных в одну тему. Тут ваш ребенок может выступить как настоящий диск-жокей. Моделей драм-машин очень много, но на всех есть Pad-ы: кнопки, нажатие на которые воспроизводит тот или иной семпл. 
Игра на ней не требует каких-либо знаний нот или техники, нужно только воображение.
http://www.musictech.net/wp-content/uploads/legacy/Rev_XR20_400-200x120.jpg
Средняя стоимость: 15 000 руб.
Reactable
Если ваш ребенок имеет навыки пользования планшетом или смартфоном, то  этот инструмент именно для него.
Reactable самый неординарный инструмент в виде подсвеченной поверхности, которая может определять расположение на ней объектов (в их роли используются специальные фигуры) и изменение их положения.
Сама панель –это большой тачскрин, умеющий определять сразу несколько фигур на себе и позволять им взаимодействовать. Звучит это довольно сложно, но на самом деле освоить реактейбл очень прост в употреблении.
Единственная преграда, стоимость: инструмент обойдется в 6 100 евро.
Но мы не зря упомянули о навыках использования компьютерных гаджетов, потому что существует и более доступная версия специально для обладателей планшетов и смартфонов.
https://www.upf.edu/enoticies/1314/_img/reactable.jpg
Стоимость варьируется от 279 до 500 рублей в PlayMarket от Google. Также доступна и для IOS.
Otamatone
Выполнен в форме ноты, отаматон имеет на палочке чувствительную к прикосновению панель. При касании по нему пальцами и нажатием, можно получить звуки различной высоты. Отаматон больше подходит для самых маленьких музыкантах, используя игру на нем можно тренировать слух. Но возможно он подойдет и более старшим, для экспериментов в самом начале музыкального творческого пути
http://www.alexcious.com/upload/save_image/07131449_4e1d31e5483f0.jpg
Стоимость отаматона на eBay порядка 2000 рублей
Ксилофон
Стары добрый ксилофон! Прекрасный инструмент для обучения музыке. Самый простой и наверное с самым ненавязчивым не раздражающим звуком. Бруски ксилофона аналогичны расположению нот фортепиано, звук из него извлекают ударом специальных молоточков.
http://www.spevi-pianoforti.com/images/studio_49_sx_1600_thumb.jpg
сайт с нотами для ксилофона- beagi.fabeessere.ru
Стоимость ксилофона от 1000р до 3000, в зависимости от возраста вашего ребенка, вы можете подобрать соответствующий инструмент.
Автоарфа.
Подходит для тех детей который уже имеют знания об аккордах и готовы учиться дальше., вам подойдет автоарфа.
http://images.mystockphoto.com/files/thumbs/820/autoharp-54978.jpg
Цена варьируется от 1000 руб до 30 000 руб.
ГРЕБЕНКА

https://farm5.staticflickr.com/4138/4898977712_ce9e568ea0_m.jpg

Для этого подойдет любой гребень. Обертываем его папирусной бумагой и можно, начинать играть.

 

 

КАЗУ

http://img.audiofanzine.com/images/u/category/thumb2/-249.jpg

Казу - это небольшой металлический или пластмассовый цилиндр, сужающийся к концу. Внутренности казу состоят из цилиндра, у которого сверху вставлена металлическая пробка с мембраной из папиросной бумаги. Исполнению музыки на казу научиться очень легко— в него надо просто петь, а бумажная мембрана изменит ваш голос до неузнаваемости.

 

1. Широкую часть инструмента возьмите губами, как будто собираетесь дуть в свисток

2.Не старайтесь свистеть, иначе казу не будет издавать звука. Вам нужно стараться петь с помощью голоса, например, пойте «ля-ля-ля» или «ду-ду-ду».

3.Изменяйте продолжительность и тембр нот, как будто вы поете.

4.Попробуйте издавать мурлыкающие звуки. Для этого сверните язык в верхней части рта и дуйте в инструмент.

 

  • У вас может получиться интересный и оригинальный звук, если вы будете держать верхнюю часть инструмента и слегка стучать по ней пальцами во время игры. Представьте себе, что играете на дудке. Со временем вы научитесь играть даже джаз и блюз на казу, для этого нужно продолжать упорно тренироваться.
  • Не играйте на казу слишком долго, вы можете потерять голос или охрипнуть.
  • Когда вы играете на казу, издавайте высокие звуки.
  • Попробуйте дудеть, произнося звуки «Ду-ду-ду».
  • На казу играть совсем не сложно. Просто попробуйте несколько способов игры на инструменте, пока не найдете самый подходящий.

 

ГУБНАЯ ГАРМОНИКА

http://www.itouchapps.net/images/close-up-pics/HARMONICA.jpg

Губная гармоника  легкий музыкальный инструмент. Недорогая по цене, прочная в использование, а главное на ней достаточно легко научится играть.

САМОУЧИТЕЛИ:
http://garmoshka-samouchitel.ru/
http://garmoshki.ru/schools/gegart/gegart.htm
http://harmonica.ru/uprazhneniya-ot-stiva-be-kera-s-d..

 

ОКАРИНА

 

http://st2.prosto.im/1048052_230x

Окарина, легкая и гладкая. Ее можно носить как ожерелье. Она, как правило,  керамическая (или деревянная). Это инструмент, на котором легко научится играть.

 

1. У окарины небольшой диапазон звуков, в отличие от пианино, поэтому важно выбрать инструмент с нужным вам тембром. Есть окарины в сопрано, альте, теноре и басе (в порядке убывания высоты звучания).

  • Чем выше тембр, тем меньше будет инструмент. Помните об этом, выбирая окарину.

 

2. Выберите инструмент, тип которого соответствует вашему уровню владения окариной. [2] Начинающим подходят окарины с четырьмя и шестью отверстиями, поскольку они недорогие, легкие и умеют издавать большое количество звуков при весьма скромной аппликатуре.

  • Окарина с четырьмя отверстиями умеет издавать 8 звуков (то есть играть октаву).
  • Окарина с шестью отверстиями умеет играть октаву и полутона

3. Не покупайте перуанские и пластиковые окарины. Перуанские окарины очень красивые, поэтому вам может захотеться купить такой инструмент только из-за его внешнего вида, однако эти окарины обычно сделаны из дешевых материалов, из-за чего звучат плохо. Они могут служить украшением, но играть на них не стоит. Пластиковые окарины стоят совсем дешево, но часто звучат неправильно и гулко

 

4.Разметьте и запомните отверстия. Вы сможете играть большое количество звуков, закрывая и открывая отверстия пальцами в разных сочетаниях. Для этого вам стоит разметить отверстия, чтобы запомнить, какое из них отвечает за какой звук.

  • Возьмите мундштук окарины в рот, как будто собираетесь играть, и посмотрите на расположение отверстий из этого положения.
  • Мысленно назовите верхнее левое отверстие первым, верхнее правое вторым, нижнее левое третьим и нижнее правое четвертым.
  • Запомните это расположение, чтобы вам было проще читать ноты.
  • Знаком "Х" в этой статье мы будем обозначать открытое отверстие, то есть его закрывать пальцем будет не нужно.
  • Например, нота до будет обозначена как 1 2 3 4. Это означает, что вам нужно закрыть все отверстия указательными и средними пальцами и подуть в инструмент.
  • Ре будет представлено таким обозначением: 1 X 3 4. То есть все отверстия, кроме второго (верхнего правого), должны быть закрыты

 5. Научитесь играть ноты одной октавы. Медленно сыграйте каждую ноту одна за другой и постарайтесь запомнить расположение пальцев. Не торопитесь - просто научитесь играть гамму. Ниже мы приводим описание всех нот:

  • До: 1 2 3 4
  • Ре: 1 X 3 4
  • Ми: 1 2 3 X
  • Фа: 1 X 3 X
  • Фа-диез (соль-бемоль): X 2 3 4
  • Соль: X X 3 4
  • Соль-диез (ля-бемоль): X 2 3 X
  • Ля: X X 3 X
  • Ля-диез (си-бемоль): X X X 4
  • Си: X 2 X X
  • До: XXXX

 

5.Потренируйтесь играть гамму. Для начала нужно научиться играть восходящую и нисходящую гамму. Во время занятия важно: 1. запоминать, какие звуки издает инструмент при всех комбинациях пальцев, 2. помнить о скорости. Чем скорее вы научитесь этому, тем больше удовольствия вы будете получать от инструмента.

  • В тональности до мажор ноты располагаются так: до ре ми фа соль ля си до.
  • Потренируйтесь играть восходящую и нисходящую гамму. Это основа, которая будет необходима для игры на инструменте.

 

 

 

 

ВАРГАНВарган

Варган распространён у многих народов мира.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором.

Обычно варган сделан из металла или дерева. В России варганы наиболее широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

 

 

 

Самоучитель игры на варгане

Самоучитель игры на варгане

Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. Ротовая полость служит резонатором и многократно усиливает звук, тогда как сам по себе инструмент звучит чуть слышно, почти неразличимо. Изменение объёма ротовой полости, положения языка, использование дыхания, позволяет изменять звук и извлекать разнообразные обертоны (призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром). Варганы предоставляют широкие возможности для импровизационной игры. И даже не смотря на то, что большинство варганов способны звучать лишь на одной единственной ноте, умело используя обертоны, можно наиграть практически любое музыкальное произведение.

Многим хватит и четверти часа, чтобы научиться играть на варгане, понять основные принципы извлечения и изменения звука. Однако, нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов.

В статье описаны все базовые навыки, освоив которые можно легко сделать первые шаги в мире варганной музыки или может быть просто почерпнуть для себя что-то новое. Итак, вот, о чем вы узнаете из статьи:
— как держать варган,
— как извлекать звук, ударяя по язычку варгана,
— как видоизменять звук и получать разнообразные обертоны,
— как использовать дыхание при игре,
— как разнообразить музыку, комбинируя различные приёмы игры.

Как держать варган

Первое, чему необходимо научиться — уверенно и удобно располагать инструмент в руке. В какой именно руке находится варган не имеет значения, но обычно, если основная рука правая, инструмент держат в левой руке, и наоборот. Способов держать варган существует достаточно много, наиболее распространённый из них приведён ниже.

Как держать варган

Варган удерживается кончиками указательного и среднего пальцев в местах изгиба основания варгана так, чтобы закругленное окончание язычка варгана оказалось с внешней стороны ладони. Большой палец упирается в основание в месте крепления язычка. Пальцы не должны находиться на пути движения язычка, а для того, чтобы рука меньше уставала, они должны обхватывать варган округло, без излишних усилий и напряжения. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре

При игре основание варгана прижимают к зубам или к губам. Челюсти размыкаются так, чтобы между ними было достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.

Как держать варган

Когда варган прижат к зубам, его звучание наиболее громкое, яркое и длительное. Контроль над звуком максимальный. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении.

Когда варган прижат к губам, его звучание более тихое и мягкое, но и менее продолжительное. Причем чем меньше напряжены губы, тем быстрее колебания язычка будут угасать, тем звук будет тише и короче. Этот способ также рекомендуется, если, прижимая варган к зубам при игре, возникают какие-либо неудобства.

Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы с одной стороны не чувствовать напряжения в руке, на зубах или губах, а с другой стороны, чтобы инструмент был жестко зафиксирован и самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно неустанно музицировать в течение многих часов и без какого-либо вреда для здоровья.

Если же не контролировать в достаточной мере положение варгана при игре, то его язычок при движении может иногда зацеплять губы или ударять по зубам, или же сам варган будет дребезжать, задевая зубы и вызывая тем самым неприятные ощущения.

В первые дни знакомства с варганом вполне возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры. Эти ощущения через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука

Новичкам, перед тем как в первый раз ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нужно слегка нажать на язычок пальцем и попробовать завести его за зубы и обратно. Язычок должен двигаться свободно в обоих направлениях.

Язычок варгана приводят в движение, крепко удерживая инструмент в одной руке, и ударяя по язычку пальцем второй руки в соответствии с одним из приведенных ниже способов. Удары должны быть не сильными, но резкими, непродолжительными и отрывистыми.

Если палец задевает язычок при движении к себе, удар называется прямым, при движении от себя — обратным. В обоих случаях варган будет звучать одинаково, за исключением лишь редких ситуаций. Попеременное сочетание обоих ударов позволяет вести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком. Требуется определенное время, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен, а остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Европе и Америке способ. Он универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Все пальцы кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Азии способ. Он универсален, так же как и первый способ.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры или тогда, когда требуется скрыть варган от стихии или от посторонних глаз.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот непростой способ использую тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками, ударяя по язычку лишь с одной стороны. В остальных же ситуациях он менее удобен, хотя и производит эффект.

Следует внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет задевать основание варгана, издавая при этом неприятный металлический лязг.

Все описанные способы по-своему хороши и удобны в различных ситуациях. Чередуя их во время игры, переходя от способа к способу с каждым ударом по язычку можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это зачаровывающее зрелище.

Изменение звука

Любые изменения в положении органов дыхания и речи отразятся в музыке только если язычок варгана будет находиться в движении. Таким образом, при игре на варгане необходимо следить за тем, чтобы вибрации язычка не угасали, наносить удары по нему так часто, как требует этого динамика исполняемого произведения.

Варган с одним язычком может звучать лишь на одной ноте, эта нота называется основным тоном варгана. Изменяется только тембр (оттенок) звука, который зависит от объёма и формы нашего естественного резонатора — ротовой полости, положения языка в ней и от положения глотки. В различных ситуациях в сложном звуке выделяются и усиливаются те или иные обертоны.

Тембр звука различается, когда ротовая полость находится в положении произношения гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э". Это основные и наиболее простые звуки, которые можно получить во время игры. Оставшиеся гласные "Я", "Ё", "Ю", "Е" звучат так же, как сочетания: "И-А", "И-О", "И-У" и "И-Е".

Высота звука напрямую зависит от объёма ротовой полости. При положении "У", когда объём резонатора максимален, звук предельно низкий, а при положении "И", когда объём существенно меньше, звук выше.

Удерживая в напряжении закрытую глотку, изменяя её положение можно получать красивый звук, отличающийся тембром от базового, однако, этот приём достаточно непрост в использовании, дыхание ртом при этом невозможно.

Положение языка способно существенно влиять на звучание варгана. Когда язык расположен близко к зубам, почти касаясь движущегося язычка варгана, ограничивая тем самым объём ротовой полости, тембр варгана становится выше. Изменения положения языка, характерные произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" также в различной степени влияют на звук. Для примера можно попробовать сыграть следующие сочетания: "ЛИ-ЛИ", "ТА-КА-ТА", "РА-РА".

Основной тон варгана можно повысить плотно прижав к язычку палец удерживающей варган руки. Чем меньшая часть язычка будет находиться в движении, тем выше будет звук. Минус использования этого приёма состоит в том, что звук становится существенно более глухим и непродолжительным.

Количество звуков, которые можно извлечь на варгане не ограничивается количеством букв в алфавите. Благодаря устройству нашего речевого аппарата, одну лишь единственную букву мы можем сказать многими различными способами. Примерно те же принципы применимы и к варгану. У него нет жестко определённых позиций для различных звуков, одни обертоны плавно сменяются другими. Варган звучит при любых положениях ротовой полости, языка и глотки. Главное, чтобы язычок всё время находился в движении.

Громкость и длительность звука

Громкость и длительность звучания напрямую связанны с характером колебаний язычка и зависят как от силы удара по нему, так и от того, как держат сам инструмент.

Звук громкий, когда язычок варгана движется с максимальной амплитудой, сам варган прижат к зубам, а губы плотно обхватывают его так, что воздух проходит только между язычком и основанием варгана. Звук тихий, когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или тогда, когда язычок варгана движется с небольшой амплитудой.

Предельная длительность звучания достигается тогда, когда варган плотно прижат к зубам. Колебания язычка в таком случае длятся дольше, чем в случае, когда инструмент располагается на губах. Длительность уменьшается, когда варган прижат к губам, а не к зубам и сокращается до минимума, если палец удерживающей варган руки касается язычка рядом с местом его крепления к основанию инструмента.

Если требуется прервать звучание варгана раньше, чем язычок варгана остановится сам по себе, можно использовать один из описанных ниже приёмов:

— Отстранить варган ото рта. Причём, если варган прижимался к зубам, необходимо сначала отстранить его от зубов, по-прежнему придерживая его губами, и лишь потом отстранить от губ, — так исключается риск задеть зубы вибрирующим основанием варгана. Звук исчезнет сразу же.

— Прикоснуться к язычку пальцем руки, удерживающей варган, либо преградить язычку путь пальцем, наносящим по нему удары. Можно также использовать для этих целей язык. Звук со слышимым затуханием исчезнет почти сразу.

— Мощно и резко выдохнуть. Звук на какой-то момент станет громче, а потом, быстро затухая, исчезнет.

Ещё один способ способ управления громкостью и длительностью звука — использование дыхания при игре.

Дыхание при игре

Используя дыхание при игре можно извлекать более продолжительные, более громкие звуки, а также значительно украсить и обогатить музыку. При дыхании носом тембр не изменяется совсем, но при дыхании ртом каждый малейший вдох или выдох заметно отражается в звучании варгана: тембр изменяется, дополняется особым бархатистым, объёмным оттенком. О дыхании ртом и пойдёт речь далее.

Максимальный эффект от использования дыхания возникает тогда, когда с помощью губ весь воздушный поток направляется исключительно между основанием и язычком варгана. В зависимости от направления, этот воздушный поток влияет на звучание варгана, усиливая или ослабляя колебания язычка.

Глубокий и резкий вдох делает звук громче и ярче, тогда как неспешный и равномерный вдох — продляет колебания язычка. Резкий же выдох в отличие от вдоха, останавливает движение язычка, более плавный и постепенный — отражается только на тембре варгана. Попеременно используя при игре длительный, размеренный вдох и выдох можно поддерживать амплитуду колебаний язычка на нужном уровне, достигая при этом красивого, непрерывного звучания и постоянной громкости.

Две важных составляющих позволяют в полной мере использовать дыхание при игре: большой объём лёгких и сила мышц брюшного пресса и диафрагмы. Большой объём лёгких даёт дополнительные возможности для громкой, мощной игры и для воспроизведения длительных музыкальных фрагментов на одном дыхании. Развитые мышцы брюшного пресса и диафрагмы помогают делать резкие, глубокие вдохи и выдохи, а также воспроизводить любые серии коротких, неглубоких вдохов и выдохов.

Какие-то из описанных эффектов от использования дыхания могут проявляться по-разному на разных варганах. Важным фактором является положение язычка у инструмента, и характер его изгиба.

На варганах, где язычок плотно подогнан к основанию, воздушным потоком можно не только усиливать или ослаблять колебания язычка, но и приводить его в движение из спокойного состояния ­ сильным и резким вдохом. Вторую руку при игре такой техникой можно вообще не использовать и управлять звуком, только лишь удерживая одной рукой варган возле рта.

Выше уже упоминалось, что дыхание при помощи носа никак не влияет на тембр варгана, но это не означает, что оно не используется музыкантами вовсе. Такой способ дыхания незаменим, когда например, после длительных фрагментов с активным использованием дыхания нужно вновь быстро набрать воздуха в легкие без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как вдох носом никак на ней не отразится.

В заключение

Несколько советов для тех, кто хочет достичь максимального мастерства во владении варганом:

— Доведите до автоматизма технику извлечения и изменения звука. Это позволит вам не отвлекаться во время игры на сложные технические приёмы, играть долго, непрерывно, с красивым и чистым звуком.

— Следите за тем, чтобы во время игры не было слышно никаких призвуков. Язычок при движении не должен задевать основания варгана, а все те движения, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи должны быть беззвучными, если иного не предполагает музыка.

— Избавьтесь от всякого физического напряжения во время игры. Поза, в которой вы играете должна быть удобной. Варган должен комфортно располагаться в руке, пальцы не должны уставать. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.

— Старайтесь играть на качественных инструментах. Каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от варгана, на котором он играет. На дорогом инструменте с первоклассным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, чем на недорогих сувенирных инструментах.

И напоследок самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, ищите звук, близкий вам по духу и по настроению, экспериментируйте со сложными ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый человек со временем обретает свою неповторимую манеру игры. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Импровизируйте!

 

 

Игра на бокалах
Очень интересное занятие! Даже если не получится симфония, несколько недель вселых занятий, вам обеспечено!
Для создания стеклянной арфы подберите коньячные или винные бокалы из тонкого стекла разных размеров, которые нужно закрепить на столе с помощью двустороннего скотча. Напоминаем, это важно, наполняя бокалы не забывайте, что уровень воды в них должен быть разным.Чем выше уровень воды в бокале - тем выше звук. Настроить свою арфу можно в виде гаммы (так удобнее), но не обязательно.
После подготовки нашей стеклянной арфы, надо обязательно помыть руки  и обезжирить пальцы(например:жидкостью для снятия лака). Извлечь чистый звук жирными пальцами, будет очень сложно. Теперь, нужно намочить кончики пальцев, подержав немного их в теплой воде, для того чтобы кожа слегка  размокла.Потом легким круговым движением извлекаются звуки из бокалов, но не забывайте, движения должны быть легкими и скользящими, без лишнего напряжения.
 Музыкальное произведение, исполненное при помощи стеклянной арфы завораживает.  Этот звук не сравним ни с чем другим. Важно запомнить - водить по краю бокала нужно расслабленной рукой, периодически смачивая пальцы.